Сенсорное развитие детей 4 лет

В развитии способностей детей довольно проблематично выделить определённые этапы — значимость каждого из них довольно высока, и ребёнку в период роста 3–4 лет требуется всестороннее развитие.

Но многими детскими специалистами особенно выделяется промежуток между 3 и 4 годами жизни — в это время начинает усиленно развиваться речь, ребёнок познаёт окружающий его мир и делает первые попытки к самостоятельности. Именно поэтому следует уделить максимум внимания детям в этом возрасте, усиленно занимаясь с ним и играя в различные развивающие игры.

К трёхлетнему возрасту ребёнок уже знает немало слов и активно пользуется речью, однако, его умение узнавать эмоции людей из разговора с ними ещё не развито, да и сам он предпочитает в этом возрасте активные действия, а не разговор. Важно научить ребёнка выражать свои чувства посредством речи, а не через крики, истерики и разбрасывание игрушек.

Ещё один немаловажный момент в развитии: с этого возраста детям следует прививать интерес к игре с конструктором, проводить множество упражнений, направленных на совершенствование мелкой моторики и сенсорных способностей, совершенствовать координацию его движений.

Для этого успешно применяются различные игровые упражнения, называемые монтессори-играми — с их помощью можно существенно развить сенсорику у детей, способствовать совершенствованию мелкой моторики и координации, развить способности моделирования и художественного творчества. Все это крайне важно для нормального формирования малышей начиная с 3 лет.

Первые годы жизни малыша сопровождаются получением множества впечатлений. Поэтому необходимо организовать для ребёнка возможность наблюдать за яркими движущимися объектами, позволять ему взаимодействовать с предметами различной формы и размера.

Содержание

Что такое сенсорное развитие и зачем оно ребёнку

Это понятие происходит от латинского слова «sunser», дословно означающего «ощущения». Подразумевает собой способность получать представление о различных окружающих объектах, явлениях, воспринимать получаемую от них информацию.

От точности восприятия ребёнком предметов и возможности оперирования полученной информацией зависит, насколько успешным будет дальнейший процесс обучения.Развитие сенсорных способностей начинается с получения представлений о предмете: его формы, цветовых и вкусовых качеств, запаха.

Для этого ребёнку необходимо прикоснуться к предмету, попробовать его на вкус, понюхать, пощупать и т. д.

Только таким способом он может получить информацию, характеризующую объект, часто ещё не зная определения этим характеристикам: гладкость или шероховатость предмета, горький или сладкий вкус, резкий или приятный запах и т. д.

Особенности воспитания сенсорных способностей у детей заключаются в следующем:

  • Сенсорика является основой для дальнейшего роста интеллекта.
  • Повлияет ребёнку упорядочить информацию, получаемую им из внешнего мира.
  • Подготовит детей к дальнейшему развитию в условиях реальности.
  • Позволит узнать и закрепить в памяти сенсорные эталоны и принятые всем миром понятия.
  • Способствует развитию внимательности и наблюдательности у малыша 3–4 лет.
  • Положительно влияет на способности всех видов памяти. Это может быть зрительная, слуховая, моторная, образная память и пр.
  • Развивает у малыша чувство эстетики, что положительно сказывается на воображении и фантазии.

Позволяет ребёнку познавать окружающий мир при помощи новых способов.Оказывает положительное влияние на процесс дальнейшего обучения.

Занимаясь с детьми от 3 лет различными упражнениями, направленными на развитие сенсорных способностей и восприятия, родители помогают ребёнку лучше понять окружающий мир, закладывают в него основы, способствующие тому пониманию.

Ведь первое представление об окружающих предметах всегда основывается на чувствах, и от умения ребёнка определять свойства вещей зависит уровень его умственного, психологического и эстетического роста.

По достижении 3 лет ребёнок уже должен уметь определять цвет предметов, их формы и размеры, отличительные признаки. Также он уже должен понимать различия между цветами и формами вещей, различать предметы, основываясь на их величине (уметь делить их на большие и маленькие).

Как можно развить сенсорику у ребёнка

В 3–4 года сенсорное развитие детей можно отнести к базовым основам, формирующим в дальнейшем его интеллект. Именно по той причине следует уделить особое внимание формированию и дальнейшему развитию у малыша восприятия окружающей его среды, предоставляя информацию об окружающих его предметах и их свойств.

Постепенное увеличение знаний о различных характеристиках объектов, таких как цвет, вес, вкус, размер, положение относительно других вещей, понятие времени и прочие, простые для восприятия взрослого вещи, не только существенно расширят кругозор ребёнка, позволяя ему лучше узнать окружающий мир, но и способствуют приобретению им уверенности в себе.

Это, в свою очередь, положительно отразится на дальнейшем психологическом развитии.

В возрасте 3–4 лет ребёнок обязан демонстрировать наличие следующих способностей:

  • выполнять многочисленные точные действия. К примеру, он должен уметь открывать и закрывать объекты, класть в них вещи и вынимать оттуда, собирать, разбирать (что получается обычно удачнее всего), складывать и пр.;
  • использовать некоторые предметы, понимая их назначение, устройство и принцип работы. К этому относится умение обращаться с западными игрушками, «играть» на музыкальных инструментах, осуществлять имитацию действий родителей с предметами быта;
  • уметь сортировать объекты, основываясь на их форме, размере и цвете.

При этом не следует забывать про развитие мелкой моторики: дети к этому возрасту должны не испытывать проблем с минимальным самообслуживанием. У них уже должны сформироваться навыки одеваться и раздеваться самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и т. д.
Для становления сенсорики у малыша обычно используются различные пазлы, игры на логику, выпущенные в соответствии с возрастом ребёнка. Приветствуется использование интерактивных игрушек и игрушечных предметов быта. Про старые игрушки также не следует забывать и продолжать ими пользоваться.

При формировании у детей от 3 лет эталонов предметов следует не забывать про способы их восприятия: ребёнок должен уметь группировать предметы, ориентируясь на форму эталона (к примеру, уметь определять только круглые объекты), его цвет, уметь самостоятельно описать свойства предметов. Также необходимо уделить особое внимание развитию глазомерных способностей у малыша.

Игры и упражнения для развития способностей к осязанию

Самый распространённый в учебных заведениях и домашних условиях вид обучения детей — развивающие игры. С энтузиазмом воспринимаемые детьми, они являются основой успешного роста.
Игр, позволяющие детям рост способностей сенсорики, существует достаточно много, что позволяет выбрать развивающую игру для каждого ребёнка.

Игры для детей от 3 лет

Наиболее популярные по всему миру — игрушки Лего. Из кирпичиков можно собирать различные конструкции, развивая у детей пространственное воображение и способности восприятия.

Также это поможет находить предметы по цвету и размеру. Дополнительно можно заниматься с ребёнком сборкой мозаики, всевозможных пазлов, играть в фигуры и пр.

Для игр подойдут даже подручные средства: цветные скрепки, мешочки с различным наполнителем, крышечки и т. п.

С возрастом нужно пробовать усложнят игры на восприятие для детей: приобретать более сложные пазлы и мозаики, просить ребёнка создавать определённые конструкции из Лего, параллельно делая упор на развития способностей воображения.

В 4 года у детей, как правило, практически полностью формируются сенсорные эталоны восприятия — понятия обо всех основных свойствах предметов.

Далее необходимо объяснить ребёнку разницу в геометрических фигурах, научить правильно сочетать цвета, выделять несколько фигур из одной и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=RL6_qX7Rxd8

Полноценное формирование малыша невозможно без всестороннего активного обучения, и способности к сенсорике играют весьма немаловажную роль в дальнейшем развитии. Следует уделять ребёнку как можно больше времени: играть с ним, воспитывать, и это положительно скажется на его умственных способностях.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-sensoriki-u-rebyonka-3-x-let.html

Сенсорное развитие ребенка трех-четырех лет

Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие — это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.

Что нужно знать о сенсорном воспитании

С раннего детства кроху нужно обучать вслушиваться в звуки, всматриваться в происходящие явления, ощупывать предметы, таким образом формируя у него перцептивные действия.

Стоит понимать, что научить ребёнка обследовать предмет путём визуального и осязательного знакомства с ним недостаточно. Чтобы понять особенности предмета до конца, ему нужно будет научиться соотносить его качества и свойства с качествами и свойствами других предметов.

Для того чтобы ребёнок научился выявлять качества и соотносить их с качествами других предметов, ему понадобятся мерки — так называемые эталоны, сложившиеся исторически.

В рамках сенсорного воспитания будет происходить активное сенсорное развитие, кроме того, ребёнок научится познавать мир через личный чувственный опыт. Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг.

Почему нужно начинать заниматься с младшими дошкольниками

В каждом возрасте дети проявляют большую или меньшую чувствительность к разного рода воздействиям. Чем младше ребёнок, тем важнее для него чувственный опыт. В раннем дошкольном возрасте для малышей очень важно научиться знакомиться с основными свойствами предметов. Именно этот возраст считается самым подходящим для активного сенсорного развития.

Специалисты уверены, что сенсорное развитие с совершенствованием функциональности органов чувств и накоплением сведений об окружающей среде в раннем возрасте имеет наиболее благоприятные прогнозы.

Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития — это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л.А.

Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже.

Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.

О пользе дидактических игр

В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.

В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра.

Главное отличие вариантов заключается в ведущей роли воспитателя: в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.

В основу дидактической игры ложатся сформированные представления о построении игрового сюжета, о всевозможных игровых действиях с использованием предметов. Крайне важно, чтобы со временем были созданы условия для транспортировки представлений и знаний в игры без участия взрослых.

Что нужно знать о сенсорных эталонах

Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.

Сенсорное и эстетическое развитие тесно связаны между собой.

Ребёнку, с лёгкостью разбирающемуся в звуках, цветах и запахах, доставит удовольствие наблюдать за особенностями окружающего мира, получая заряд бодрости и энергии от процесса.

Если опыт сенсорного развития минимален, то и воображение окажется весьма скудным. Гармоничное интеллектуальное развитие не может проходить без развития восприятия, и это нормально.

Что касается роли сенсорного развития в судьбе каждого ребёнка, то она настолько значима, что средствам и методам сенсорного воспитания младших дошкольников в детском саду стоит уделить особое внимание.

В дошкольном возрасте дети познают явления природы, обучаются азам грамоты и математики. Результатов в этом процессе можно будет достичь исключительно после овладения знаниями о свойствах предметов, причём как внутренних, так и внешних. Так, например, чтобы срисовать обычный предмет с картинки, малышу нужно будет проанализировать его размеры, форму, цвет и прочие признаки.

То же касается и конструирования. Конструировать у детей 3-4 лет получится только после того, как они научатся исследовать признаки предметов, соотносить свойства материала для работы со свойствами образца. Неумение ориентироваться во внешних свойствах предметов станет основной причиной неспособности получения объективных представлений о природе, как живой, так и неживой.

Дети младшего дошкольного возраста учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени, и результатом вовсе не будет считаться способность называть свойства предметов или объектов.

Говорить о том, что процесс усвоения прошел гладко, можно будет лишь в том случае, когда ребёнок научится пользоваться чёткими представлениями об особенностях каждого свойства и сможет их применять для анализа.

Задачи сенсорного воспитания

Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена на практических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.

Со временем малыши 3-4 лет научатся справляться с вычленением формы зрительно, делая всё больше и больше успехов, пользуясь методом примеривания. Продолжительное использование метода примеривания позволит малышу отточить навык зрительного восприятия формы с возможностью её вычленения из предметов и последующим соотношением с формой остальных предметов.

Конструирование для дошкольников 3-4 лет — одна из наиболее продуктивных деятельностей, стимулирующих сенсорное развитие. Осуществлять сенсорные процессы в этом случае можно будет в рамках самой деятельности, а не за её границами, таким образом раскрывая новые возможности для развития сенсорики дошкольников без ограничений.

В процессе конструирования малыши учатся выделять не только внешние признаки предметов, но и совершенствуют практические и познавательные действия. У малышей, с которыми в возрасте 3-4 лет регулярно занимаются конструированием, хорошо развита способность зрительного восприятия предмета с возможностью его разбора на детали и последующего сбора в модель.

Как уже упоминалось выше, основной вид деятельности детей до 3-4 лет — это игра. Именно игра ускоряет познавательное и сенсорное развитие.

Важно, чтобы взрослые поработали над расширением кругозора дошкольника, создавая условия для его развития.

Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.

Как развивать двигательную и зрительную память

В возрасте 3-4 лет концентрация внимания у детей становится заметно выше. Малыши удерживают внимание на определённой деятельности нужное время, способны запоминать названия геометрических форм, данные о растениях, животных, насекомых и птицах. Это означает, что дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, должны стать более продуктивными.

  1. Интересный вариант игры — с тремя (со временем можно увеличить до пяти) предметами. Лучше будет взять мелкие предметы или игрушки. Например, это может быть грецкий орех, кофейное зерно и конфета. Каждый из предметов нужно будет поместить в три разные ёмкости, например в чашки разной расцветки и формы, в носки, в шкатулки или коробочки. Задача для ребёнка — спустя несколько минут вспомнить, какой предмет находится в какой ёмкости. В процессе игры будет развиваться не только зрительная память, но и мелкая моторика рук.
  2. Необычный вариант игры — на основе картонной заготовки и прищепок. Например, вместе с малышом можно вырезать круг из жёлтого картона (либо из белого, после чего закрасить его жёлтым цветом). В качестве образца крохе нужно будет предложить солнце с 7-8 лучами. Имея прищепки под рукой, ребёнок должен будет прикрепить к импровизированной основе для солнца такое же количество лучей, как и на образце. В ходе игры будут развиваться понятие интервала, моторика, зрительная память и навыки счёта.
  3. Простой и интересный вариант игры для развития сенсорики ребёнка 3-4 лет — кегли. Если есть игрушечные кегли — это отлично. Если нет, сделать их можно своими руками из подручных предметов, например пластиковых бутылок, банок или пакетов из-под сока.

Как развивать слуховую и словесно-логическую память

В 3-4 года речь детей становится более совершенной, словарный запас из пассивного переходит в активный, поэтому использовать разные новые слова в общении доставляет им особое удовольствие.

В этом же возрасте малыши увлекаются книгами, ежедневно упрашивая родителей почитать им любимые сказки и рассказы.

Учитывая такие изменения в развитии крохи, следует подобрать соответствующие дидактические игры, способствующие развитию сенсорики:

  1. Интересная игра — «Закончи слово». Ребёнку предлагают несколько слов из определённой категории, которые он должен будет закончить. Так, например, в категории «фрукты» это могут быть слова «ябло(ко)», «вино(град)», «ар(буз)» и пр. Таким же образом можно предложить дошкольнику закончить слова из категории «птицы», «животные», «игрушки» и пр. В процессе игры будет совершенствоваться внимательность и логическое мышление ребёнка. Кроме того, дошкольник научится разделять слова на слоги.
  2. Сенсорное развитие слуховой памяти стимулирует игра, построенная на извлечении звуков из разных предметов. Для того чтобы начать игру, потребуется собрать 5-7 предметов из разных материалов, после чего постучать по ним в присутствии ребёнка чайной ложечкой. Суть задания заключается в том, чтобы кроха научился определять источник звука не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
  3. Для младших дошкольников подойдёт игра с использованием парных сочетаний гласных и согласных звуков. Для того чтобы начать играть, нужно будет подготовить карточки с парными буквами, уложенные в непрозрачный мешок. Ребёнку предлагают вытаскивать карточки по одной, после чего придумывать пары слов на каждую из букв. Если кроха пока не знаком с буквами, озвучивать ему их может ведущий игры.

Как и для чего расширять кругозор у детей

В 3-4 года ребёнок, сенсорное развитие которого проходит нормально, уже должен иметь чёткие представления об основных природных явлениях. Так, например, малыш должен понимать, чем весна отличается от лета, а зима от весны. Малыш должен знать и различать фрукты и овощи, называть деревья и животных, разбираться во времени суток.

Добиться расширения кругозора можно только путём постоянного общения с ребёнком в возрасте 3-4 лет. Во время прогулки, дома, в гостях взрослые должны разговаривать с крохой, объясняя ему суть простых и сложных явлений природы, делая акценты на времени суток, на поведении людей в разное время дня, на типе трапезы (завтрак, обед или ужин) и пр.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет уже можно практиковать с малышом, в том числе и во время прогулки, развитие навыков счёта, считая всё, что попадается на пути, начиная от деревьев и заканчивая вагонами в трамвае или лапами у щенка.

В заключение отметим, что дидактические игры, направленные на  сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.

Использовать для игр можно подручные предметы, главное — это мотивация и интерес малыша, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития малыша с раннего возраста. Важно уделять крохе внимание каждый день и каждый час.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/sensornoe-razvitie-rebenka-treh-chetyreh-let.html

Сенсорное развитие четырехлетнего ребенка

К 5-му году жизни малыш уже освоил много навыков и теперь может занять себя, а не просто подражать взрослому. У крохи окончательно сформировались все органы чувств, происходит совершенствование головного мозга.

важноПроцесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен включать в себя развитие сенсорики.

Развивать ее у детей 4 лет можно, опираясь на те умения, которые присущи малышам такого возраста:

  • появляется прочная связь между названием цвета и представлением о нем (т.е. говоря о каком-то цвете, кроха ясно себе его представляет);
  • дети начинают чувствовать темп и ритм музыки;
  • детки хорошо усвоили понятие «большой-маленький», и теперь они начинают чувствовать разницу между понятиями «далеко» и «близко»;
  • восприятие формы обычно связано с уподоблением каким-то предметам. Говоря о чем-то круглом, карапуз скажет «как солнышко», а о чем-то прямоугольном – «как телевизор».

Зрение детей

Помимо развития остроты зрения у малышей развивается тонкое восприятие оттенков. Обычно к моменту поступления в школу малыши различают основные цвета, но у дошкольников 4-5 лет все еще остается несовершенным улавливание различий между сходными оттенками.

  • Чтобы стимулировать развитие восприятия цветов у вашего малыша, предлагайте ему игры, направленные на выкладывание цветных узоров, игры с мозаикой, рисование красками.
  • Можно улучшить остроту зрения, если правильно проводить упражнения с крохой, направленные на различение приближенных и удаленных объектов.
  • При этом родителям лучше учесть, что кроха не должен перенапрягать глазки, рассматривая объекты при слабом или мерцающем освещении.

Возможные отклонения от нормы

советИногда, ссылаясь на недостаточное развитие остроты зрения, характерное многим деткам, можно оставить без внимания близорукость или дальнозоркость. Так, если вы замечаете, что малыш не обращает внимания на детали картинки, проявите бдительность и проконсультируйтесь у окулиста.

Достаточно редко, но все же у детей бывает нарушение восприятия цветов. Малыш может не видеть оттенков зеленого или красного, поэтому путает их, гораздо реже нарушается различие оттенков синего и желтого. Очень редко можно столкнуться с полным отсутствием восприятия цветов. То есть кроха не ощущает их, а только различает светлоту изображения.

Слух ребенка 4-5 лет

Начав свое формирование еще в раннем детстве, слух продолжает развиваться и в дошкольном возрасте. О правильном и достаточном его развитии может свидетельствовать то, что ребенок хорошо говорит.

В процессе общения у крохи происходит совершенствование слуха. В возрасте 4-5 лет он имеет большие различия, заложенные индивидуально.

Некоторые малыши будут иметь очень тонкий слух, у других же слуховая чувствительность может быть очень низкой, но в пределах нормы.

Вы можете способствовать развитию слуховой чувствительности крохи, регулярно занимаясь музыкой. Давайте ему постоянно слушать разную музыку. Также можно наигрывать малышу легкую мелодию и просить его, чтобы он напел то, что услышал.

Нормы и отклонения

важноТо, что взрослые могут описать как рассеянность и невнимательность ребенка, на самом деле может быть вызвано снижением слуха.

Ребенок может плохо слышать, но это остается незамеченным, потому что компенсируется тем, что к 4-5 годам дети уже могут различать интонации и понимать смысл сказанного, глядя на выражение лица и движение губ того, кто к нему обращается.

Двигательные и кожные ощущения

Двигательные ощущения играют важную роль в осуществлении разнообразных движений и участвуют в процессах отражения всего, что окружает малыша.

Дети в 4 года умеют правильно оценивать ощущения, поступающие от разных органов чувств:

  • они начинают более точно чувствовать разницу в массе предметов;
  • у них появляется представление о предметах или явлениях благодаря ощущениям, которые они получают одновременно от нескольких органов чувств, работающих вместе.

Эстетическое восприятие детей в 4-5 лет

Это качество не дается малышам от рождения, а проявляется в процессе становления личности.

К четырем годам маленькие ценители искусства начинают воспринимать эмоциональную окрашенность сказок, сопереживают их героям.

Развитие художественного восприятия сказывается на умении давать оценку услышанному или увиденному. Правильно подобранное музыкальное сопровождение дает возможность деткам ближе воспринимать художественный образ.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/sensornoe-razvitie/ot-4-do-5-let/

Сенсорное развитие детей

Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков. По сути, это развитие восприятия ребенка и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным период для которого является дошкольный возраст. Итак, узнаем об основах и особенностях такого развития детей в разные возрастные периоды.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)

В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия. Сначала дитя ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик.

Так, пушистый воротничок для малыша похож на зайчика, меховую шапку он может назвать киской. В два года у ребенка закрепляется восприятие величины предмета. Он может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие у детей становится осмысленным, потому что они уже умеют сопоставлять.

Дети ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия. Так, предметы круглой формы — это мячики и шарики.

В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример — собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: ребенок уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете — это выделение основных цветов (белый, черный, красный), в величине — большой и маленький размер, в звуках — тихо и громко, в тактильных ощущениях — мягко и твердо.

И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики детей 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.  

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия ребенка.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым.

Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев ребенка, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами.

Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.  

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

Основой сенсорного развития детей в 4-5 лет является рост активного словарного запаса, стремление активно познавать мир и действовать с новыми предметами, желание и умение копировать взрослых.

Освоение сенсорных эталонов в этом возрасте расширяется. Так, к 5 годам дитя уже знает все основные цвета и формы предметов, степени их проявления.

К примеру, в 3 года ребенок знает, что такое холодный и горячий, а в 5 лет может охарактеризовать чай как теплый или немного горячий.

После 3 лет большое значение для развития сенсорики имеет продуктивная деятельность ребенка. Он воспроизводит предметные свойства и отношения (мячик катается, пластилин лепится, кубик стоит, колокольчик звенит). Это способствуют усвоению сенсорных эталонов.

У ребенка на этом этапе формируется восприятие времени и литературных произведений, музыки и живописи, что проявляется в умении описать картинку, мелодию (тихая, громкая, быстрая, спокойная, веселая). Также в этом возрасте у ребенка формируются пространственные отношения. Это ориентация в направлениях вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево.

Ребенок уже легко может двигаться в заданном направлении, изменять по заданию взрослого положение корпуса тела, рук, ног. Усвоение детьми слов-обозначений приводит к пониманию пространственных отношений вне зависимости от себя.

Умение абстрагироваться от положения своего тела свидетельствует о конкретности и правильном восприятии предметов в пространстве.  

Что касается времени, то его восприятие у ребенка формируется гораздо позже по сравнению с другими сенсорными эталонами, которые можно усвоить в процессе тактильного и зрительного обучения.

Малышу легче ощупать кубик и рассказать о его цвете, величине, твердости, нежели говорить о времени, которое является эталоном неопредмеченым. Оно не имеет наглядной основы. Именно по этой причине дети тяжело воспринимают логику временных отношений.

В 5 лет им недоступно понятие год и месяц. Легче они воспринимают такие сенсорные эталоны времени, как утро и вечер, сегодня и вчера.

В 5 лет дети уже могут не только видеть эстетические качества картины, музыкального и художественного произведения, а и чувствовать их своим внутренним восприятием. Речь идет о формировании вкусов и предпочтений, когда ребенок называет картину, которая больше понравилась, но еще не может четко аргументировать, почему же именно эта картинка.

Сенсорное развитие детей с нарушением речи, слуха, зрения

Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов.

Таким детям необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Такие дети с большими трудностями обследуют предметы.

Но нужно отметить, что дети с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения.

Он не  использует слова, которые обозначают величину (“широкий – узкий”), а пользуется общими характеристиками “большой – маленький”. Такие дети затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.

Что касается сенсорного развития глухих детей, то у них возникают трудности в понимании и восприятии перспективных рисунков, пространственных отношений между несколькими предметами. У таких детей всегда возникают трудности с восприятием контурных изображений.  

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие служит основным источником представлений о мире. Таким детям зрение позволяет частично компенсировать речь. Поэтому для этой категории детей очень важно раннее развитие зрительного восприятия в комплексе с обучением речи.

Кинестетическое восприятие — самая информативная сенсорная функция для слабовидящих детей. Оно снабжает таких детей информацией о форме и весе, величине и объеме, фактуре и температуре предмета.

При нарушении зрения у маленького ребенка надо развивать у него процессы хватания и ощупывания, удерживания и перекладывания предметов из руки в руку. Для слабовидящих и слепых деток огромное значение имеет слух.

Он позволяет воспринимать информацию об окружающем мире и формировать сенсорные эталоны.

С такими детьми следует больше слушать теле- и радиопередачи, читать и беседовать по поводу услышанного, развивать словесную память.

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые дети характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это и препятствует восприятию свойств предметов. У таких деток сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна.

Снижение скорости переработки информации является причиной отставания таких детей и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому таким детям очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета ребенок выполнит с трудом.

Это говорит о том, что сенсорное развитие таких детей отстает и на вербальном уровне.

У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее — во времени. Именно поэтому работа с такими детьми требует особых навыков и опыта, который есть у педагогов в специализированных учреждениях для детей с умственной отсталостью.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/sensornoe-razvitie-detej.html

Сенсорное развитие детей от 3 до 4 лет: игры, занятия и диагностика

Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам, конечно, известно о кризисе 3 лет. Надеюсь, вам с успехом удалось преодолеть его, и теперь вы готовы двигаться дальше.

N.B. Как вы думаете, от чего зависит успешное обучение ребенка в школе? Я вам подскажу. Малышу не обязательно уметь читать и писать. Основа для занятий – умение слушать задание и следовать указаниям взрослого. Понимание речи остается одним из главных признаков нормального психо-речевого развития.

Малыши в возраст 3-4 лет очень активны и нам, взрослым, нужно использовать это время для того, чтобы уделить достаточно внимания развитию их чувственной сферы.

Сенсорное развитие детей 3-4 лет заключается в воздействии образами на рецепторы с последующим закреплением и запоминанием.

Задеваем чувственные струны

Если у ребенка не достаточно сформирован уровень произвольных процессов, то занятия в детском учреждении, а потом и в школе, не будут давать высокого результата. А ведь всем нам хочется видеть своего непоседу в рядах первых учеников, хочется, чтобы учеба давалась легко, а уровень знаний у ребенка повышался.

Сегодня мы и поговорим о том, как помочь малышу добиться достаточного уровня развития сенсорных систем, и как это использовать в занятиях с детьми до 4 лет.

Основой жизни маленького человека пока еще остается восприятие окружающего мира на уровне воздействия на психику яркими образами. Через восприятие начинается познание. Детская психика устроена таким образом, чтобы собрать в единую картину мира окружающую действительность с помощью:

  1. Зрения
  2. Слуха
  3. Обоняния
  4. Осязания
  5. Вкуса

Все эти органы чувств активно участвуют в развивающем процессе, это наиболее актуальные пути познания нового материала.

N.B. Какие игры с участием органов чувств вы проводите со своими детьми? Придумываете ли вы эти игры самостоятельно? Обратите внимание на то, что упражнения должны охватывать каждый из анализаторов.

Создание обучающей среды

Игры с применением воздействия на все органы чувств объединяются в единое понятие сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание малышей в 3-4 года заключается в помещении ребенка в естественную для него среду игры, в которой будут формироваться его познавательные процессы.

Чтобы понятно было, насколько развито сенсорное восприятие у ребенка младшего дошкольного возраста, применяют различные методы диагностики уровня развития. К таким методикам относятся занятия в игровой форме, в которых материалом служат знакомые ребенку игрушки.

Для удобства обработки результатов можно дать малышу 5 заданий и впоследствии оценить их по 5 бальной системе. При оценке нужно учитывать факторы соответствия выполненного задания образцу, размер помощи взрослого, настроение ребенка в момент получения задания.

N.B. Придумайте 5 заданий для оценки уровня развития сенсорных способностей у вашего малыша. Используйте игрушки из вашего повседневного обихода. Постарайтесь придумать необычные задания с игрушками, чтобы малыш проявил интерес и творческий подход.

Диагностические методы применяются не только для оценки развития уровня сенсорных способностей, но и для разработки коррекционных мероприятий. У ребенка может быть хорошо развитое слуховое восприятие, а со зрительным возникают трудности.

Требуется небольшая коррекционная работа, чтобы впоследствии небольшой пробел не отразился на формировании процессов развития мыслительной функции.

Одним из методов развития сенсорного восприятия выступает дидактическая игра. Через использование дидактических игр достигается наиболее ощутимый учебный эффект. Все это происходит благодаря тому, что материалы к играм готовятся с учетом поставленной цели обучения.

Родителям под силу изготовить дидактические материалы к игре своими руками. Это несложно, учитывая, что игры для детей 4 и 5 года жизни не отличаются большой сложностью. К примеру, игра «Закрой окошко» не требует особой подготовки от руководителя.

Достаточно из картона вырезать силуэт домика с окошками разной формы в виде геометрических фигур. К домику добавляются отдельные фигурки по форме для каждого окна. Вот и весь материал.

Зато обучающих задач и, соответственно, дидактических игр с таким домиком можно придумать несколько. Я вам предлагаю свои варианты, а вы можете добавить что-то от себя.

  1. Если окошки-вставки сделать разного цвета, можно закрепить знание цветов. Задание: Закрыть окно синего цвета.
  2. Если сделать в домике окошки одинаковой формы, можно через задание: Закрой все круглые (квадратные, треугольные) окошки, проверить навык обобщения по форме.
  3. Окошки в домике ассоциировать по форме со сказочными персонажами или окружающими предметами. Например, нужно закрыть окошко, в которое пролезет Колобок (круглое), коробка конфет (квадратное) или пирамидка (треугольное).

Источник: http://pozitiv-child.ru/sensornoe-razvitie-3-4-goda-cherez-didakticheskie-igry-i-zanjatija/

Что важно знать о сенсорном развитии ребенка?

Сенсорное развитие дошкольников является одним из самых важных моментов в полноценном и качественном воспитании ребенка. Многие родители не придают большого значения целенаправленным занятиям по сенсорике, считая, что познание мира, предметов и форм пройдет у ребенка младшего дошкольного возраста замечательно само собой, естественным образом.

Некоторые считают даже, что занятия вредны, так как навязывают стереотипы и коверкают индивидуальность. Однако профессиональные педагоги опровергают это мнение, приводя неоспоримые доказательства необходимости и эффективности последовательных и продуманных занятий, направленных на сенсорное воспитание дошкольников.

Сенсорное воспитание – что это?

Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование.

Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста.

Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса.

Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.

Основные задачи методики воспитания

Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как:

  • форма и размер;
  • цвет и качество;
  • вкус и запах;
  • звук, музыка.

Все это способствует гибкости восприятия внешних факторов, скорости анализа, внимательности, логике. Важность этих качеств трудно переоценить – уже с детского возраста можно помочь ребенку сформировать черты характера и развить способности, необходимые для успешной самореализации в обществе и благополучной карьеры.

https://www.youtube.com/watch?v=EVz097uzO9w

Сенсорное воспитание дошкольников необходимо при подготовке к тестированию перед поступлением в начальные классы. Отмечено, что дети, с которыми дополнительно занимались в этом направлении, значительно быстрее адаптировались в школе и лучше усваивали новые учебные материалы.

С какого возраста рекомендуется начинать сенсорное развитие?

Огромное значение сенсорного восприятия человека ясно, его не переоценишь. Поэтому начинать развитие сенсорных способностей рекомендуется в самом раннем возрасте, когда ребенок максимально восприимчив. Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспринимаются и обрабатываются полученные информация и представления об окружающем мире.

[note]Большинство авторитетных ученых в области педагогики и психологии убеждены, что раннее сенсорное воспитание дошкольников в большей части влияет на уровень интеллекта, скорость и качество умственного развития ребенка.

А, следовательно, во многом определяет его качественные характеристики как личности и будущего специалиста в какой-либо сфере.[/note]

Начинать проводить простейшие упражнения можно с самого раннего возраста – есть программы, разработанные специально для совсем крохотных малышей в возрасте 1-2 лет.

Маленькие дети очень любознательны, им нравится все щупать, вертеть, рассматривать и бросать, потому они прекрасно воспринимают занятия в игровой форме.

Но в принципе, заняться сенсорным развитием дошкольника никогда не поздно – намного важнее здесь подать занятия в интересной и доступной форме.

Простейшие упражнения на сенсорное развитие детей до трех лет

В этом возрасте малыш еще не умеет анализировать – да и не должен. Развитие ребенка считается в норме, если он способен различать цвет, размер и конфигурацию предметов, давать простейшие качественные и количественные определения – «мягкий», «твердый», «много», «мало» и т.д. Крохи с удовольствием включаются в игру-занятие.

Но поскольку для детей этого возраста долгое время удерживать внимание на одном и том же предмете или процессе, занятия не должны длиться более 10-15 минут. Если ребенок сам по себе флегматичного склада, медлительный и серьезный, ему может быть достаточно и 5-7 минут. Через время вы сможете провести еще одно занятие, чередуя тематики.

  1. Пирамидки и кубики. Тут есть несколько вариантов:
  • на цвет – кроха должен выбрать предметы одного цвета;
  • на форму – отделить шары от кубов;
  • на размер – сложить пирамидку от меньшего конуса к большему и наоборот.
  1. Подражание. Малыши любят копировать взрослых и гримасничать. Покажите ему улыбку, и прокомментируйте – веселый, добрый. Затем нахмурьте брови, и опять прокомментируйте – злой, недовольный. Пусть ребенок повторяет все ваши гримасы.
  2. Угадай фрукты и овощи. В непрозрачный пакет или сумку нужно сложить набор овощей и фруктов, хорошо знакомых ребенку: картофель, морковку, огурец, яблоко, апельсин, и т.д. задача – наощупь отгадать овощ или фрукт и описать его вкус или качество. Например, яблоко – твердое, красное, сладкое, лимон – шероховатый, кислый, морковь – длинная, хрустящая. Для более взрослых малышей можно усложнить игру – угадать с закрытыми глазами наощупь, кто дал ему руку (мама, папа, братик, бабушка, дедушка).

Очень полезны игры на воздухе с песком, камешками, водой, растениями.

Упражнения на развитие сенсорных способностей для детей от 3 до 6 лет

К четырем годам ребенок уже умеет различать оттенки и нюансы, сопоставляет различные понятия, формирует соотношения предмета с его качествами. В его лексиконе образуются устойчивые словосочетания, с помощью которых он достаточно четко должен уметь описать различные вещи или явления.

Малыш 5-летнего возраста учится анализировать, делать выводы и заключения. Ему уже не интересно изучать новые предметы в одиночестве – он хочет общаться, обсуждать увиденное, слышать мнение посторонних и высказывать свое собственное. Именно сейчас важны групповые занятия со сверстниками, учителями и родителями для полноценного и успешного воспитания ребенка.

[note]6 лет – этот возраст, когда личность, характер, привычки и убеждения практически сформированы. Основа уже заложена – теперь можно только направлять и развивать ребенка, дополнять и корректировать усвоенные знания и понятия.

При этом нельзя переоценивать самостоятельность дошкольника, мышление его все равно остается незрелым.

Грамотно составленная программа занятий по сенсорному восприятию, рассчитанная на детей этого возраста, очень важна для всестороннего, качественного развития.[/note]

  1. Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку.
  2. Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами.
  3. Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д.

Отлично развивает также игра «в слова и ассоциации» — взрослый называет слово, а ребенок – ассоциации, подходящие по смыслу. Например, «ночь» — «темно, спать, звезды, луна».

Резюме

Итак, сенсорное развитие дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни.

Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных.

Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и  усидчивости.

Если у вас нет времени прочесть хотя бы одно пособие по развитию сенсорики у детей и уделить занятиям хотя бы четверть часа в день, постарайтесь отыскать неподалеку от дома центр раннего развития и подготовки детей дошкольного возраста, и отводить своего ребенка на занятия с профессиональным педагогом один-два раза в неделю. Результат не заставит себя ждать и наверняка будет удивительным в первую очередь для вас самих.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети!
Просто нажмите кнопку соцсети Что важно знать о сенсорном развитии ребенка? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/sensornoe-razvitie-detei.html