Нарушение слуха причины у детей

Чем быстрее обнаружена утрата слуха, тем больше шансов, что вследствие лечения либо оперативного слухопротезирования дошкольник овладеет речью и сумеет в соответствии с нормой совершенствоваться и обучаться.

Классификация нарушения слуха у ребенка:

Глухой не слышит разговор находящихся вокруг и при применении слуховых устройств. Ребята с глухотой учатся в специализированных организациях и школах. Глухота имеет четыре степени в связи с порогом улавливаемых звуков. Плохо слышащие разговор находящихся вокруг слышат с затруднениями, нуждаются в применении слуховых устройств.

Патогенез

Все без исключения патологии слуха делят на три категории:

  • потомственные;
  • природные;
  • полученные.

Глухота, в свою очередь, разделяется на кондуктивную, которая сопровождается патологиями звукопроводной системы, и нейросенсорную, характеризующуюся тем, что испорчена звуковоспринимающая система.

Неблагоприятными условиями, провоцирующими появление глухоты и тугоухости, являются:

  • тяжелая беременность матери в данный промежуток патологии этапа новорожденности;
  • вирусные заразы;
  • заражение инфекциями;
  • заболевания лор-органов;
  • использование токсичных лекарств в период беременности, что требует выполнения заблаговременной диагностики слуха у новорожденных детей.

Реакция на звуки у только что родившихся возникает через 2-3 недели после появления на свет. Гуление переходит в лепетание через 4-5 месяцев.

В случае если у отца с матерью возникают сомнения, что ребенок не откликается на звуки, гуление со временем затухает, не переключаясь в лепетание, а в более позднем возрасте останавливается речевое развитие, родители обязаны незамедлительно проинформировать своего участкового педиатра либо отоларинголога.

Специалисты говорят о следующих причинах патологии:

  • Нарушения слуха могут передаться от отца, матери и других родственников. К тому же проблемы со слухом могут возникнуть через несколько поколений посредством рецессивных генов.
  • Генетические нарушения, разнообразные мутации. Могут произойти в результате неправильного образа жизни одного или обоих родителей, плохой экологии, загрязненности окружающей среды, а также при злоупотреблении родителей алкоголем, никотином или же наркотическими и психотропными веществами.
  • Неправильный образ жизни будущей матери во время беременности. Курение, алкоголь, наркотики, в некоторых случаях употребление нездоровой пищи или пониженная активность могут привести к патологиям.
  • Болезни, перенесенные во время беременности, также могут сказаться на развитии слуха малыша.
  • Родовые травмы, неправильно проведенное кесарево могут негативно сказаться на состоянии здоровья новорожденного. Болезни, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, могут негативно сказаться на слухе ребенка.
  • Аденоиды – мелочь, которая доставляет немало дискомфорта ребенку и много хлопот его родителям. При обнаружении аденоидов отоларингологом их необходимо своевременно удалить, после чего у ребенка пройдут проблемы со слуховым органом.

Симптомы

Нарушения слуха очень тесно переплетаются с задержкой в интеллектуальном или психологическом развитии, так как, не слыша большинства звуков и/или не умея их воспроизводить, ребенок не умеет адекватно воспринимать мир, реагировать на те или иные вещи и просто общаться со сверстниками.

Чтобы предупредить дальнейшие ухудшения слуха и предотвратить отклонения в развитии, необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Итак, симптомы нарушения слуха у ребенка:

  1. В первые недели и месяцы жизни новорожденного диагностировать какие-либо нарушения необычайно сложно. Развитие детей происходит по-разному, однако если малыш в течение трех-четырех недель ни разу ни среагировал на голос матери или не вздрогнул при громком шуме, следует обратиться к педиатру.
  2. Если до пяти месяцев ребенок не воспроизводит никаких звуков, то это опасный симптом. Возможно, он ничего не слышит.
  3. Опять же, если до года малыш не пытается сказать слова, воспроизвести звуки, похожие на речь, – это очень плохой симптом, говорящий о тугоухости, глухоте, в некоторых случаях – аденоидах и связанной со всем этим задержкой в развитии.
  4. Если маленький ребенок пытается воспроизводить звуки лепетанием или каким-либо другим способом, но у него наблюдаются задержки или нарушения развития – необходимо обратиться к врачу (т. к. задержка в развитии может возникать из-за нарушения слуха).
  5. Переспрашивание, реагирование только на громкую речь – симптомы нарушения слуха у детей постарше.

Тугоухость

Тугоухость — потеря функциональности органов слуха, напрямую связанная с возникновением определенных сложностей в восприятии человеческого голоса и сопряженная с сокращением словарного запаса.

  1. Кондуктивная разновидность тугоухости непосредственно связана с возникновением препятствий на пути восприятия и передачи звука (звуков). Звуки окружающего мира не передаются по слуховому каналу от среднего внутреннему уху. Распространенный пример: скопление ушной серы в ушном канале, деформация или травма барабанной перепонки, развитие процесса воспаления в ушном канале.
  2. Сенсоневральная разновидность тугоухости вызвана общим снижением функциональности органов слуха, обусловленным возникновением и развитием заболеваний слухового нервного канала или одного из отделов слуха в коре головного мозга человека. Первопричиной данной разновидности является осложнение при заболевании вирусными заболеваниями (групп), развитие патологических заболеваний сердечно-сосудистой системы, систематическое пребывание в стрессовых ситуациях и нервное истощение, постоянное нахождение в зашумленной среде.
  3. Смешанная разновидность тугоухости обусловлена потерей функциональности органов слуха при травмах головы, после длительного приема медикаментов, осложнений воспалительных процессов в органах слуха, перенесенных ушных заболеваний. Смешанная разновидность тугоухости зачастую проявляется вследствие воздействия на органы слуха вибраций и громких монотонных шумов, после перенесенных гипертонических заболеваний, атеросклероза. В преклонном возрасте смешанная разновидность тугоухости обусловлена сниженным кровоснабжением органов слуха.

Глухота

Глухота — снижение функционирования органов слуха, при котором самостоятельное развитие речевого аппарата невозможно.

Глухота является сложной формой нарушения функционала слуха, так как зачастую проявляется у детей с самого рождения и несет ряд осложнений для социальной адаптации детей.

Возникновение глухоты происходит из-за генетической наследственности или появления патологий в перинатальный период развития малыша.

Нарушение фонематического слуха у детей называется дислалией. При этом заболевании человек не может произносить правильно звуки, при этом происходит их смешивание, и это чем-то напоминает речь трехлетнего ребенка. Но у детей этого возраста такая речь считается нормой. О заболевании можно говорить, если речь не меняется по достижении четырех лет.

Основными признаками нарушения фонематического слуха у детей считаются:

  • замена звуков;
  • пропуск звуков в своей речи либо их перестановка;
  • слабое разделение звуков (часто встречается замена «ш» на «с»).

Причины дислалии

Причинами нарушения могут стать:

  • иммунодефицит;
  • инфекционные заболевания;
  • проблемы с щитовидной железой;
  • плохое влияние социума;
  • неблагоприятный пример (родители с дефектами речи).

Диагностика нарушения слуха у ребенка проводится несколькими специалистами. Лечение дислалии должно выполняться комплексно. Помимо неврологов, участие принимают родители, учителя и логопеды. Различные лекарственные препараты стимулируют работу мозга и увеличивают объем памяти.

Чаще всего врачи назначают “Пантогам” для повышения работоспособности и стимуляции центральной нервной системы.

Для снятия напряжения и улучшения сна назначается “Глицин”, “Фенибут” – для устранения чувства страха, “Кортексин” применяют при наличии травм головы. Также необходимо скорректировать рацион питания.

В это время, согласно существующим методикам, идет развитие фонематического слуха.

Лечение патологии слуха у малышей

Лечение нарушения слуха у ребенка происходит с помощью следующих способов:

  1. Фармацевтические средства.
  2. Установленные способы сурдологического и логопедического характера.
  3. Постоянные упражнения слухового и речевого развития.
  4. Применение аппаратов слухопротезирования.
  5. Советы психоневролога для стабилизации нервной системы и психологической сферы малышей.

Логопедическая работа

Логопедическая деятельность при нарушении слуха детей в ДОУ играет важную роль, так как у слабослышащих ребят прослеживаются патологии речи, связанные с произношением.

Логопеды проводят обучение таким способом, чтобы усовершенствовать артикуляцию и достичь естественного произнесения слов и фраз.

При этом применяются разнообразные логопедические технологии общего характера и подобранные специально, учитывая индивидуальные особенности малышей.

Существует несколько процедур, которые используются при патологиях слухового канала с целью усовершенствования его функционирования. К ним принадлежат специализированные упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щек.

Профилактика

Самые распространенные причины нарушения слуха у детей – наследственность, негативные факторы окружающей среды, неправильный образ жизни родителей и перенесенные болезни.

На основе этого списка можно сделать выводы о том, как обезопасить ребенка от проблем со слухом. С наследственностью ничего сделать нельзя – можно лишь защитить ребенка путем прохождения частых медицинских обследований и своевременных диагностик нарушений.

Во время планирования ребенка также необходимо позаботиться о его здоровье, то есть:

  • начать вести здоровый образ жизни;
  • пить витамины;
  • встать на учет в центре планирования семьи;
  • сдать анализы.

Другие меры

Чтобы не травмировать ушную раковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную раковину от агрессивной окружающей среды.

Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.

Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.

Своевременные прививки – косвенная защита от нарушений речевого слуха у ребенка (т. к. многие прививки предупреждают развитие заболеваний, дающих осложнения на слуховой аппарат).

И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.

Источник: http://fb.ru/article/381848/klassifikatsiya-narusheniya-sluha-u-rebenka-prichinyi-poyavleniya-simptomov-i-metodyi-lecheniya

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Приблизительно у 2% детей младшего возраста и грудничков наблюдаются нарушения слуха разной этиологии. Это приводит к неправильному развитию и адаптации малыша в обществе.

 Нарушение слуха у детей препятствует развитию нормальной речи и многих навыков. Такие детки начинают говорить позже своих сверстников, им тяжело даётся любое обучение.

Родителям не стоит слишком отчаиваться, при проявлении первых признаков тугоухости врач пропишет лечение и при необходимости слуховой аппарат.

Причины

Расстройства слуха возникают у новорождённых и деток младшего возраста по разным причинам. Чаще всего к проблеме приводят инфекции, приём определённых медикаментов, тяжело протекающая беременность и роды. Спровоцировать глухоту у новорождённого может употребление спиртных напитков и наркотиков женщиной в период беременности.

К основным факторам риска, которые приводят к ухудшению слуха у новорождённых детей, относятся:

  • Преждевременные роды, до 32 недели беременности, и вес новорождённого менее 1,5 кг.
  • Гипоксия плода.
  • Лечение беременной некоторыми лекарственными препаратами, которые влияют на органы слуха – аминогликозиды и диуретики.
  • Родовые травмы ребёнка.

Ослабление слуха нередко наблюдается у детей младшего возраста, которые родились абсолютно здоровыми. Это происходит под воздействием определённых факторов. Спровоцировать тугоухость и даже глухоту могут:

  • Менингит и иные заболевания головного мозга.
  • Инфекционные заболевания – корь и свинка.
  • Аварии или же несчастные случаи.
  • Хронический воспалительный процесс в органах слуха.
  • Перенесённая химиотерапия.
  • Серные пробки в ушах.
  • Травмы уха острыми предметами. Это происходит при очищении органов слуха ватными палочками, зубочистками или шпильками.
  • При синдроме Мебиуса у детей тугоухость является сопутствующим заболеванием.

С проблемами со слухом можно столкнуться при аномалиях строения органов слуха, при церебральном параличе, отклонениях неврологического или психического плана.

Ухудшением слуха может окончиться регулярное прослушивание громкой музыки, особенно с использованием наушников.

Задуматься о проблемах со слухом можно в том случае, если развитие речи ребёнка остановилось или он вообще перестал разговаривать.

Степени тугоухости

Нарушения слуха у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста может быть разной степени тяжести. В норме человек слышит звуки до 20 дБ, при тугоухости слышимость снижается. Классификация нарушений слуха выглядит так:

  1. При первой степени тугоухости люди слышат звуки в диапазоне 25-40 децибел. Удалённая речь и шёпот воспринимается больным ребёнком с трудом, а обычный разговор воспринимается довольно хорошо.
  2. При второй степени больной слышит звуки в диапазоне 55 дБ. Шёпотная речь понимается хорошо только на расстоянии не более 1 метра.
  3. Третья степень тугоухости. Малыш слышит звуки диапазоном около 70 децибел. Шёпотная речь разбирается с большим трудом. Ребёночку нужно вплотную подходить к собеседнику.
  4. Четвёртая степень. В этом случае ребёночек почти ничего не слышит. Порог слышимости приближен к 90 дБ. Речь окружающих людей малыш практически не воспринимает.

При снижении слуха более 90 децибел человек утрачивает способность слышать вообще. В этом случае диагностируется полная глухота.

Ухудшение слуха у деток может начаться совершенно внезапно. При стремительной потере слуха болезнь развивается всего за несколько часов. Острое течение болезней характеризуется ухудшением слышимости на протяжении месяца. При подостром течении заболевания слух понижается за 1-3 месяца. Хроническое течение характеризуется постепенным снижением слуха, которое занимает более 3-х месяцев.

Родителям важно своевременно обнаружить ухудшение слуха и обратиться к доктору. При рано начатом лечении прогноз всегда лучше.

Симптоматика

Первые симптомы потери слуха могут заметить родители. Стоит помнить, что тугоухость у деток может проявляться по-разному и не обязательно один из этих симптомов говорит о проблеме, но всё же взрослых должно насторожить такое поведение крохи:

  • Малыш плохо реагирует или же вообще не реагирует на громкие звуки. Он не поворачивает головку в сторону источника звука. В норме ребёночек 2-3 месяцев быстро реагирует на звук погремушки или голос родителей.
  • Ребёнку нужно повторять просьбы несколько раз. Он близко садится к телевизору, пытаясь разобрать звуки.
  • Привлечь внимание родителей должно постоянное касание ребёнка к своим ушкам. Этого говорит о каком-то дискомфорте в органах слуха, вызванном инфекцией или же избыточным давлением.
  • Ближе к полугоду кроха перестаёт лепетать и начинает издавать высокочастотные звуки.
  • В возрасте полугода ребёночек не реагирует на собственное имя.
  • В течение двух лет жизни малыш не начинает разговаривать и произносить отдельных, связных предложений.
  • Малыш становится замкнутым и агрессивным. Часто без видимой причины плачет.
  • Ближе к году малыш должен реагировать на элементарные просьбы взрослых. Если этого не произошло, есть повод для обращения к врачу.

Детей с нарушением слуха можно выявить, когда им исполнилось 2-3 недели. Именно в это время родители замечают, что грудничок не реагирует на хлопки, разговор, лай собаки и другие звуки.

Новорождённого обязательно обследуют сразу после рождения, если мама во время беременности перенесла инфекционные заболевания или принимала определённые медикаменты. Обследованию подлежат все детки, ближайшие родственники которых страдают тугоухостью.

Дети с нарушением слуха часто жалуются на посторонний шум в ушах. Это может быть свист, бульканье или скрип.

Диагностика

Проблемами со слухом у детей занимается отоларинголог, сурдолог и невропатолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация инфекциониста, если заболевание спровоцировано инфекцией.

При первом обращении к врачу доктор внимательно осматривает малыша и спрашивает у родителей, что именно их насторожило. У детей старше 3-4 лет врач уточняет, что их беспокоит. После этого проводят дифференциальную диагностику, которая включает такие методы обследования:

  • Проводится аудиометрическое обследование, для выявления остроты слуха.
  • Может быть назначена тимпанометрия, для обследования полости среднего уха и определения подвижности барабанной перепонки.
  • Проводят обследование при помощи специальных камертонов, для определения того, в каком диапазоне слышит ребёнок.
  • Если проблемы со слухом возникли у новорождённого или грудничка, то им проводят обследование во время сна с использованием специальных потенциалов.
  • Проводят стимуляцию слухового нерва электрическими импульсами, с целью определить его реакцию.

Для уточнения диагноза может быть назначена рентген и компьютерная томография.

Обследовать ребёнка следует в том случае, если его близкие родственники страдают нарушениями слуха. Это позволит своевременно выявить проблему и устранить её.

Особенности лечения

Схема лечения тугоухости зависит от причины заболевания и его вида. Стоит помнить, что лечить любые нарушения слуха лучше на начальной стадии.

При кондуктивной форме тугоухости чаще всего назначается операция, направленная на восстановление подвижности слуховых косточек. Если в полости среднего уха скоплен гнойный секрет. Показан прокол барабанной перепонки, удаление гноя и дальнейшее промывание полости антисептическим раствором.

Если причиной ухудшения слуха стали серные пробки, врач быстро удалит их в условиях процедурного кабинета. Если серная пробка застарелая и плотная, доктор порекомендует закапывать ухо перекисью водорода пару дней, а потом только промывает слуховой канал. За это время пробочка размягчается и легко удаляется.

Причиной ухудшения слуха может стать отит. В этом случае больному ребёнку прописывают комплексное лечение, которое включается антибиотики, противовоспалительные капли, обезболивающие препараты и средства для повышения иммунитета.

При отите назначают Азитромицин, Аугментин, Макропен и другие препараты для перорального приёма. При гнойном воспалении среднего уха могут быть назначены антибактериальные препараты в инъекциях, например, Цефтриаксон.

После того как отит будет полностью излечен, слух постепенно восстановится.

При сенсоневральной тугоухости обходятся обычно консервативным лечением. Оно может включать разные лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры и рефлексотерапию. По ходу лечения оценивается тот или иной метод и при необходимости терапия корректируется.

Если тугоухость врождённая, то тут прогнозы хуже. В этом случае ребёнку рекомендуется носить слуховой аппарат начиная с полугодовалого возраста. По мере роста крохи слуховой аппарат меняется на другой.

В особо тяжелых случаях при сенсоневральной тугоухости детям младшего возраста рекомендуются кохлеарные имплантаты.

Особенности выбора слухового аппарата для ребёнка

Детям с нарушением слуха очень важно оказать раннюю помощь. Это позволит ребёнку правильно развиваться и хорошо адаптироваться в обществе.

Если у малыша наблюдается тугоухость 3-4 стадии, необходимо ношение слухового аппарата. При этом чем раньше больной прибегнет к слухопротезированию, тем лучше.

Речь у детей развивается постепенно. В полтора года ребёночек должен начинать строить предложения, но если у него тугоухость, развитие сильно замедляется. Именно поэтому сурдологии рекомендуют использовать слуховой аппарат как можно раньше.

Нарушения слуха могут быть по разным причинам, поэтому слуховой аппарат подбирается врачом индивидуально. Для подбора прибора необходимо полное аудиометрическое обследование. Подбор и дальнейшая настойка слухового аппарата проводится на основе аудиограммы.

Родители должны помнить, что тугоухость – это отнюдь не приговор. Правильно подобранный слуховой аппарат позволит жить малышу полноценной жизнью и развиваться наравне со сверстниками.

Хороший слуховой аппарат не может стоить дёшево. Не стоит экономить на здоровье крохи, лучше купить прибор проверенного производителя.

Профилактика

Тугоухость у детей можно предупредить, если соблюдать такие меры профилактики:

  • Беременная женщина должна тщательно следить за своим здоровьем и избегать скопления большого количества людей, особенно в период вспышки эпидемии.
  • Не стоит заниматься самолечением, ребёнку можно давать только те лекарства, которые прописал врач. Некоторые медикаменты оказывают токсическое воздействие на слуховой нерв.
  • Если у ребёнка отит, его следует немедленно показать врачу. Проблемы со слухом чаще всего возникают как осложнения инфекционных заболеваний.
  • Если в семье кто-то страдает тугоухостью, обследовать малыша нужно после рождения. И совсем не обязательно, что у слабослышащих родителей родится больной малыш.
  • В холодное время года на ребёнка надевают шапочку, следует избегать и сквозняков. Нужно помнить, что переохлаждение быстро приводит к отиту и ухудшению слуха.

Необходимо следить, чтобы ребёнок не засовывал в уши никакие посторонние предметы. Чистить слуховые каналы можно только при помощи ватных жгутиков, смоченных в вазелиновом масле.

Нарушение слуха у ребёнка может возникнуть в любом возрасте. Родителям важно не пропустить первые признаки тугоухости и обратиться к врачу. Во многих случаях исправить слух удаётся консервативными методами.

Источник: https://pulmono.ru/uho/drugie2/prichiny-narusheniya-sluha-u-detej

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

Степень Громкость Характеристика
Первая Снижение слуха не превышает 50 дБ Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
Вторая Потеря слуха от 50 до 70 дБ Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
Третья Потеря слуха более 70 дБ Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

Степень Восприятие громкости
Первая Снижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая 40-55 дБ
Третья 55-70 дБ
Четвертая 70-90 дБ
Глухота Более 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

Категория Характеристика
Глухие Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
Слабослышащие Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Источник: https://pneumonija.com/ear/deafness/narushenie-sluxa-u-detej.html

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др.

Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП.

С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Тугоухость у детей – нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии.

В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни.

Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия.

Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов.

Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде.

Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис.

Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.

), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха.

Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде.

Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов.

Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска.

У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха.

К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография.

Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости.

При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол).

При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hypoacusis