Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори – это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять – об этом и пойдет речь далее.
Содержание
- 1 Терминология
- 2 Что такое сензитивные периоды
- 3 Как выглядит сад Монтессори
- 4 Используем методику Монтессори дома
- 5 Недостатки данного метода
- 6 Методика Монтессори
- 7 Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет
- 8 Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования
- 9 Зоны в методике Монтессори для детей
- 10 Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев
- 11 Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори
- 12 Монтессори методика до 1 года
- 13 Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет
- 14 Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет
- 15 Монтессори методика для детей 5 лет
- 16 Монтессори методика в стадиях познания мира
- 17 Итоги
- 18 Основные принципы методики Монтессори
- 19 Соблюдаем вместе с малышом простые правила
- 20 Правила Марии Монтессори
- 21 «Научи меня делать это самому»
- 22 Монтессори-пространство дома
- 23 Монтессори-игры дома
Терминология
Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори – это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей.
Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир.
В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников.
При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.
Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение.
То есть главная задача преподавателя в данном случае – именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя.
Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого – не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь.
При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике – не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира.
В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения – это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.
Поняв, что Монтессори – это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:
- Сенсорное развитие. То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
- Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
- Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
- Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
- Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний – о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.
Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:
- С рождения и до 6 лет – это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
- Вторая фаза – с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
- Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.
Что такое сензитивные периоды
Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о сензитивных периодах. Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.
- Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза – до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
- Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
- С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более – определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
- С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
- А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.
На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму – период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению – с 4,5 до 5,5.
О том, что Монтессори – методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:
- Самовоспитание, саморазвитие и самообучение – вот главное в методике.
- Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того – уничтожать.
- Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
- Наиболее важный период развития крохи – от рождения и до шестилетнего возраста.
- У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.
Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.
О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша.
Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет.
Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:
- Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
- Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
- Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
- Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
- Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
- Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином – вставлять в формочки по размеру.
- Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей – это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.
Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.
Как выглядит сад Монтессори
Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:
- В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
- Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
- В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
- Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
- В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
- Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
- Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
- Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.
Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно – это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.
Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков.
Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель – не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае – помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя.
Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:
- Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
- Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
- Зона математики.
- Зона родного языка.
- Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.
Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.
Используем методику Монтессори дома
Техника Монтессори – методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:
- Ребенок – самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
- Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
- Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
- Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
- Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
- У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.
Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно – описано несколько выше.
Недостатки данного метода
Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай – не исключение.
Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации.
Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.
Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его педагогических способностей.
Источник: http://fb.ru/article/218399/metodika-montessori---eto-sistema-montessori-opisanie-materialyi-otzyivyi-roditeley-i-pedagogov
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был здоровым, умным, счастливым и развитым согласно своему возрасту. Но порой, бывает так, что родители настолько заботятся о своем чаде, что лишают его самостоятельности и фактически делают все за него.
Как же поступать, чтобы малыш умел сам себя обслуживать, но при этом не чувствовал отстраненности от родителей? Чтобы у него не было чувства одиночества и заброшенности? Ведь часто детки порой просто бояться и стесняются лишний раз спросить у родителей, тем самым оставляя свои вопросы без ответов.
Для решения этой нелегкой задачи можно обратиться к методике итальянского врача Марии Монтессори. После того, как она стала популярна в России, ее плоды теперь может каждый родитель увидеть на примере своего дитя.
Методика Монтессори
Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.
Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.
Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори.
Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать.
В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.
Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.
Основные принципы методики Монтессори:
- Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
- Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
- Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
- задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.
ВАЖНО! Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.
Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет
Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.
- Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.
- Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
- Похвала учит ребенка оценивать. Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
- Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
- Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
- Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
- Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
- Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
- Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
- Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
- Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
- Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!
Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить
Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования
Поговорим о зонирование, которое по методике Монтессори поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет. Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.
Зоны в методике Монтессори для детей
Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:
- Зона повседневной жизни. Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
- Зона языкового развития. Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
- Зона творчества. К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон — все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
- Зона естествознания. Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
- Зона сенсорного развития. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
- Зона активности. Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.
Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев
Наличие всех этих зон по методике Монтессори поможет малышу:
- Привыкнуть к порядку и организованности пространства вокруг себя;
- Свободно выбирать, какой род игр и занятий наиболее ему нравится;
- Наглядно видеть многообразие занятий.
Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори
Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику Монтесссори, например, в садах.
Если вы хотите самостоятельно заниматься с малышом по методике Монтесссори, следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.
Монтессори методика до 1 года
Так, например детям до года, на этапах раннего развития, стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.
Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет
Деткам более старшего возраста, от года до 2 лет стоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения.
В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте.
Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.
Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет
Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.
Монтессори методика для детей 5 лет
Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.
Монтессори методика в стадиях познания мира
В методике Монтессори есть разделение на 6 стадий познания мира ребенком и его развития:
- Развитие речи (от 0 до 6 лет);
- Сенсорное восприятие (от 0 до 5, 5 лет);
- Признание порядка (от 0 до 3 лет);
- Работа с мелкими предметами (от 1, 5 о 5, 5 лет);
- Восприятие движений и действий (от года до 4 лет);
- Социализация (от 2, 5 лет до 6).
Полезные видео с советами и рекомендациями для раннего развития вашего малыша вы найдете в роликах ниже:
Итоги
На каждом этапе развития ребенка, в зависимости от возраста вы можете делать упор на те или иные сферы его развития. Однако, не стоит забывать, что по методике Монтессори дети сами в праве выбирать, чем им заниматься в данный момент, если это не нарушает их режима дня.
Фото и видео: свободные источники Интернет
Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/montessori-rannee-razvitie.html
2015-04-09
Методика Монтессори – это не только пересыпание круп и игры с рамками-вкладышами, как многие себе представляют. На самом деле это целая система воспитания. И основана она в первую очередь на уважении к ребенку и предоставлении ему максимальной свободы и самостоятельности.
Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система.
Педагог или мама, придерживающаяся Монтессори-принципов никогда не скажет ребенку «Положи, не трогай», «Ты до этого еще не дорос», а наоборот, зная его постоянную потребность в исследовании мира, даст в руки много интересных материалов, поручит простую посильную работу.
С методикой раннего развития Марии Монтессори я познакомилась, когда моей дочке Таисии не было еще и года. Я читала о методике, пыталась кое-что применять в наших играх.
Но по настоящему идеями этой замечательной системы я прониклась, когда мы с Таисией начали ходить в развивающий Монтессори-клуб.
Малыши, увлеченно орудующие шваброй и щеткой, игровые материалы, сделанные, казалось бы, из обычных вещей, но такие притягательные для детей – все это вдохновило меня на воссоздание развивающей Монтессори-среды у нас дома и внедрение основных принципов методики в воспитание дочери.
В этой статье я расскажу, что же из себя представляет эта методика раннего развития, а подробно о том, как ее можно реализовать в домашних условиях читайте здесь:
МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: КАК РЕАЛИЗОВАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
Хотя многие Монтессори-клубы заявляют, что набирают малышей от 8 месяцев, считаю наиболее целесообразно применять методику с 1 года.
Основные принципы методики Монтессори
Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только
- вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
- предоставить ребенку свободу и самостоятельность.
Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.
Что понимается под развивающей средой? В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.
Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых.
Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными баночками, коробочками и т.п.
Очень большое значение в системе придается развитию мелкой моторики, поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием бусин, пуговиц, пинцета, прищепок и т.п. В рубрике «Развитие мелкой и крупной моторики» я подробно пишу о том, какие игрушки понадобятся в конкретном возрасте.
Вторым ключевым принципом в методике является «предоставление ребенку свободы и самостоятельности». И это значит, что ребенок сам определяет себе вид занятия и его продолжительность. Никто его ни к чему не принуждает.
Не хочет малыш сейчас вырезать – мы его не заставляем (хоть нам и кажется, что он давно уже этого не делал, и пора бы уже взяться за ножницы), повырезает тогда, когда это будет ему интересно. Сейчас у него другие интересы и их нужно уважать.
А чтобы увлечения ребенка не ограничивались одними лишь машинками или куколками, нужно грамотно создать развивающую среду.
Принцип свободы подразумевает также и то, что мы ничего не выхватываем у ребенка с криками «Положи, не трогай!».
Среда должна быть организована таким образом, чтобы в зоне досягаемости малыша не было никаких опасных или особо ценных для вас предметов.
Поэтому уберите с глаз, то что запретно для ребенка, а остальными предметами позвольте пользоваться малышу без каких-либо препятствий, но с соблюдением нескольких четких и простых правил (об этом читайте ниже).
Необходимо предоставить ребенку как можно больше самостоятельности. Для детей это очень важно. Просыпалась крупа во время игры? Не беда, позвольте малышу самому все подмести (если малыш пока плохо справляется с щеткой и совком, придерживайте его руки своими).
Вы готовите, а малыш ходит рядом с вами с явным желанием поучаствовать? Дайте ребенку какую-нибудь посильную работу (что-то помешать, переложить, а пластиковым ножом даже банан порезать можно!) Конечно, такой подход требует от мамы огромного терпения: гораздо проще сделать все самой, и быстрее и качественнее получится.
Но так вы никогда не научите малыша независимости, не вселите в его душу уверенность в собственных силах.
Соблюдаем вместе с малышом простые правила
Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:
-
Ребенок самостоятельно готовится к занятию: предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.
-
После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.
- Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял, остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.
Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время. Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру».
Важно: если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно.
Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь». Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.
Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»
Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания.
Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе.
В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.
По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности.
В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка.
Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.
Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:
МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: КАК РЕАЛИЗОВАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
Другие интересные статьи на сайте:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА
СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Источник: https://jili-blog.ru/metodika-montessori-osnovnye-principy.html
Эти волшебные десять букв – фамилия первой в Италии женщины-детского врача, педагога Марии Монтессори, которая разработала систему раннего интеллектуального развития детей. Методика далеко не новая, она была разработана еще в начале 20 века, но завоевывала свою популярность по всему миру довольно медленно.
Пока в Советском пространстве эту фамилию еще не услышали, в Азии и Америке уже открывались институты для изучения идей Марии, а в Индии Монтессори-школа стала настолько многочисленной, что вошла в книгу рекордов Гиннеса. Сейчас учебные заведения этого направления включены в основной государственный реестр в Нидерландах, Финляндии и США.
Бешеную популярность методика Монтессори завоевала и в России, именно поэтому у нас стало так много центров раннего развития.
Всю свою жизнь Мария Монтессори боролась за право ребенка на свободное развитие. В 1900-м году она возглавила первую в Европе школу для детей с отклонениями в развитии.
Для учеников она разработала такую программу, чтобы ребята изучали окружающий мир с помощью своих органов чувств, особенное внимание уделила мелкой моторике, так как известна связь между кончиками пальцев и центрами в коре головного мозга, которые отвечают за речь.
Результаты не заставили себя долго ждать: ученики с особенностями развития научились писать и читать чуть ли не раньше, чем их обычные ровесники. Методика оказалась эффективной, и Мария открыла школу уже для здоровых детей, а ее система вошла в историю как подход к воспитанию в ребенке творческой личности, счастливого и интеллектуально свободного человека.
Правила Марии Монтессори
Источник фото: shutterstock.com
Всю суть метода Монтессори можно свести к десяти правилам, которые раскрывают отношение к ребенку как к личности, и пусть и маленькому, но очень уважаемому человеку.
-
Не стоит мешать ребенку заниматься, пока он сам не обратится за помощью или поддержкой.
-
Не говорить плохо о ребенке, вне зависимости от того, рядом он или нет.
-
Концентрироваться исключительно на воспитании в малыше хороших качеств, тогда на плохое не хватит места в его характере.
-
Ребенок должен развиваться в среде, а взрослый – заниматься ее наполнением и показывать ребенку, как взаимодействовать с окружающим миром.
-
Нужно всегда быть готовым прийти ребенку на помощь, прислушиваться и отвечать, если чадо обращается.
-
Необходимо уважать малыша и не злиться на него в случае ошибки. Но сразу останавливать, если его действие угрожает безопасности малыша или окружающих.
-
Не заставлять ребенка заниматься, если он задумался, наблюдает или просто мечтает.
-
Тем, кто не может выбрать занятие, нужно помочь.
-
С терпением и любовью быть готовым повторять презентации занятий снова и снова, пока малыш не освоит действие, а после – просто не мешать.
-
Стараться демонстрировать в общении с ребенком лучшие манеры и свои лучшие качества, предлагать ему почерпнуть только самое лучшее в вас.
По задумке Монтессори, в центре ее системы стоит сам малыш с его неповторимым внутренним миром и индивидуальным темпом развития, которые взрослые должны всячески поддерживать.
Методика направлена на гуманное воспитание ребенка, далекое от авторитаризма. Поклонникам этой системы важно воспитать свободную активную личность, снабдить малыша всем необходимым дидактическим материалом и показать, как с ним обращаться.
А дальше ребенок будет заниматься самовоспитанием, саморазвитием и самообучением.
Период с рождения малыша до достижения им возраста шести лет Мария Монтессори считала самым важным, так как именно в этом время формируется интеллект человека. Современные исследования, кстати, подтвердили это мнение, доказав, что 50% своего природного интеллекта ребенок развивает в возрасте до четырех лет, а еще 30% – с четырех до восьми.
«Научи меня делать это самому»
Источник фото: shutterstock.com
На практике метод Монтессори выглядит как свободная игра детей в подготовленном для этого пространстве. Среда для развития может выглядеть как комната с разнообразными интересными для малыша материалами-развивашками. Все они находятся в открытом доступе, а значит, обратиться к этим играм ребенок сможет тогда, когда захочет этого сам.
Одно «но»: прежде, чем пустить малыша «саморазвиваться», нужно презентовать ему каждый материал и показать, как с ним правильно работать.
Методика включает в себя несколько разделов: упражнения в практической жизни, развитие речи, обучение чтению, письму, простейшим математическим действиям, а также знакомство с окружающим миром и культурой.
Монтессори-центры завоевали бешеную популярность, благодаря своей доброжелательной атмосфере, отсутствию конкуренции между малышами (еще одно правило Марии) и возможности обучаться вместе детям с совершенно разными способностями.
Ведь выполнять одни действия синхронно самым маленьким практически невозможно: одни могут долго делать одно и то же, в то время как другие карапузы и минуты не просидят без смены действия.
Выбирая занятия самостоятельно, ребенок, с одной стороны, учится сам принимать решения, а с другой – не успевает заскучать, дожидаясь следующей задачи.
Монтессори-пространство дома
Источник фото: shutterstock.com
Так как суть Монтессори-центров – в их уникальной среде, наблюдении педагогов, обилии дидактических материалов и свободе малышей, нет никаких ограничений для того, чтобы превратить в такой центр обычную детскую комнату. Чем мама хуже педагога? Вот несколько шагов для исполнения заклинания «Монтессори» у вас дома:
-
предоставьте ребенку свободный доступ ко всем игрушкам, книжкам и наборам для творчества. Расположите все на удобной для него высоте, освободите от предохранителей шкафчики в его комнате, уберите замки на ящиках;
-
разрешите малышу участвовать в жизни семьи, помогать родителям по дому, играть с безопасными для него вещами, убираться, ухаживать за растениями и питомцами. Чем старше ребенок, тем больше обязанностей по дому можно поручать ему одному;
-
по возможности расставить все по зонам развития. Для этого не нужно покупать отдельные шкафы или коробки. Достаточно просто организовать его комнату по «темам».
Зона практического развития призвана обучить ребенка бытовым навыкам. Роль дидактического материала отлично выполняют игрушечная плита, кукольный домик, пластмассовые инструменты, посуда или бытовые приборы.
В зоне для развития органов чувств можно расположить музыкальные инструменты, пирамидки, матрешки, разноцветные мячики, мешочки с различными на ощупь наполнителями, баночки-шумелки и другое.
В языковой зоне кроха будет учиться читать, здесь можно расставить книжки и изображения букв, а в математической – изучать геометрические фигуры и понятия формы, количества и размера. Естественнонаучной зоной может стать обычный подоконник с домашними растениями, или угол с аквариумом, клеткой грызунов и так далее.
А дальше система Монтессори предлагает действовать в зависимости от интересов ребенка, ведь есть еще спорт, музыка, рисование, английский язык и много другого, чему можно выделить отдельное место дома. Чем больше зон – тем больше векторов развития вашего маленького интеллектуала!
Монтессори-игры дома
Дидактического материала и игр по методике Марии Монтессори более, чем достаточно, и их в избытке можно найти в ее книгах и на просторах интернета. Приведем в пример лишь несколько занятий, которые можно предложить малышу детсадовского возраста.
-
Бассейн для пальчиков. Отрежьте верхнюю часть пятилитровой пластиковой бутылки, наполните ее любой крупой и спрячьте туда небольшую игрушку. Покажите ребенку такую же и попросите отыскать ее в бутылке. Для чистоты и безопасности обклейте края емкости скотчем и постелите на пол клеенку.
-
Уроки тишины. Одно из основных упражнений Монтессори. Желательно находиться при этой в комнате, полной разных предметов, с приглушенным светом.
Предложите ребенку послушать тишину некоторое время, а затем обсудите, что вы оба слышали.
Поиграйте в то, кто больше услышит вокруг: как тикают часы, как на улице проехал трамвай, как капает дождь и так далее. Пусть кроха подробно рассказывает о каждом звуке.
-
«Песочный алфавит». Сделайте вместе с малышом шершавые буквы и цифры. Приготовьте бумажные карточки, нарисуйте контур клеящим карандашом и посыпьте сверху песком. Пусть малыш проведет по букве или цифре пальчиком, а потом на ощупь с закрытыми глазами попробует ее угадать.
-
«Чем это закрывается?». Покажите ребенку несколько контейнеров и бутылочек и крышечки от них. Его задача – подобрать крышечку к каждой емкости и закрыть ее. По правилам Монтессори, дайте ребенку возможность сделать это самому и не вмешивайтесь, если он не попросит помощи.
Есть много спорных мнений о методике Монтессори, однако ее популярность среди современных родителей и педагогов нельзя отрицать. Но никто не заставляет вести ребенка в Монтессори-центры, которые не по карману многим российским мамам и папам. Создать развивающее пространство можно и дома, тем более что лучших педагогов, чем любимые родители, ребенку точно не найти!
Источник: https://www.proaist.ru/articles/idei-i-printsipy-metodiki-rannego-razvitiya-marii-montessori/
Поделиться:
Нет комментариев