Как развивается новорожденный по месяцам

/ Новорожденный / Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Содержание

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками. Подробнее о 1 месяце новорожденного →

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа». Подробнее о втором месяце жизни новорожденного →

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус. Подробнее о третьем месяце жизни новорожденного →

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба». Подробнее о развитии 4 месячного ребенка →

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими. Подробнее о развитии 5 месячного ребенка →

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п. Подробнее о развитии 6 месячного ребенка →

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки. Подробнее о развитии 7 месячного ребенка →

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки. Подробнее о 8 месячном ребенке →

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям. Подробнее о развитии 9 месячного ребенка →

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д. Подробнее о режиме дня 10 месячного ребенка →

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

о новорожденных детях

Советуем почитать: Как лечить насморк у грудничка и что делать, если у 6 месячного ребенка появились сопельки

Источник: https://moirody.ru/newborn/razvitie-novorozhdennogo-po-mesyacam.html

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро.

Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек.

Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Источник: https://uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda

Правильно ли развивается ваш новорожденный?

Первые дни после рождения малыша считаются самыми тяжелыми и важными для формирования всех систем организма, еще в этот период закладываются основы поведения и характера. Развитие новорожденного ребенка в немалой степени зависит от таких факторов, как состояние здоровья, качество и количество питания, а также от атмосферы, в которой живет и растет кроха.

Физическое развитие новорожденного

Термин «новорожденный» применяется  в основном к деткам в первый месяц после рождения, поэтому рассмотрим развитие крохи  первого месяца по неделям:

  • 1-7 день – начало самостоятельной жизни – вне маминой утробы – становится стрессом для неокрепшего организма, поэтому важным в этот период считается материнское присутствие, постоянный контакт и грудное кормление. На 1-3 день крохе сделают две прививки – БЦЖ и гепатит, после которых могут наблюдаться незначительное повышение температуры тела и капризы. Первая неделя – сонный период, ребенок практически все время спит, просыпаясь лишь для кормления, несмотря на это, за данное время малыш потеряет до 10% массы своего тела. Это нормальное явление, поскольку в этот период все системы организма работают в максимальном темпе, что приводит к повышенной трате энергии;
  • 8-14 день – у ребенка проявляются основные рефлексы – хватательный и поисковый, максимально активизируется сосательный, поэтому грудное кормление приходит в норму. К концу второй недели следует уделить повышенное внимание состоянию пупочной ранки, она должна зажить практически полностью;
  • 15-21 день – для третьей недели характерны кишечные колики, избавиться от которых можно при помощи специальных чаев (для мамы) или аптечных микстур и капель (для ребенка). В этот период активизируется зрение и слух, развитие этих органов проходит очень быстро, поэтому полное отсутствие интереса к ярким предметам и посторонним звукам у малыша должно насторожить родителей;
  • 22-28 день – четвертая неделя знаменуется быстрой прибавкой в весе, режим кормления, как правило, уже налажен, поэтому кроха начинает поправляться (от 500 до 700 грамм прибавляются к начальному весу). Рост также увеличивается – около 3-4 см при соответственной прибавке окружностей тела на 1-2 см. К концу первого месяца видно существенное развитие моторики, ребенок переворачивается на живот, некоторые детки способны немного приподнимать и удерживать головку.

Поскольку развитие всех деток не может проходить в одинаковом ритме, некоторые отклонения от нормы считаются нормальными, но вот существенное отставание развития организма должно стать причиной тревоги родителей. Помните, что любые детские аномалии проще предотвратить, если своевременно их выявить.

Психологическое развитие новорожденного на начальном этапе жизни

Психологическое развитие по неделям может существенно отличаться у каждого ребенка, поэтому сильно переживать по поводу отсутствия у вашего крохи каких либо навыков не нужно, но акцентировать внимание на таких моментах все же следует.

Первая неделя вряд ли принесет вам особые знания о психологическом состоянии вашего ребенка: пока что кроха способен привлекать внимание лишь плачем, из которого вы узнаете, хочет ли он кушать или же пора сменить подгузник. А вот уже вторая неделя покажет скорость развития зрительной и слуховой системы.

С 10 дня жизни ребенка привлекают яркие предметы, он способен ненадолго фокусировать взгляд на игрушках, провожает глазами перемещающиеся элементы, а также внимательно рассматривает лица родных. Глазные яблоки ребенка в начальные дни после рождения могут двигаться активно, причем в разных направлениях, что часто пугает родителей, но уже к 4-й неделе работа органов зрения стабилизируется.

С середины месяца стоит начинать проверку слухового аппарата, ребенок должен реагировать на посторонние звуки, реакцией может быть вздрагивание или же поворот головы. Старайтесь не напугать малыша, поскольку слишком резкий и неприятный звук приведет к плачу и расстройству.

Конец месяца порадует родителей новой приятной особенностью – новорожденный станет узнавать родные лица, также детки к первому месяцу начинают улыбаться, а некоторые – даже смеяться.

Бывают случаи, когда улыбка появляется на лице крохи уже в начальные дни, однако, как правило, это просто неконтролируемое мимическое действие мышц, а вот теперь грудничок улыбается в ответ на ваше присутствие или знакомый голос.

Какими бы темпами ни проходило развитие новорожденного, главное – постоянно окружать малыша лаской и теплом, именно это жизненно необходимо вашему крохе в самые трудные первые месяцы жизни.

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/kak-razvivaetsya-novorozhdennyj.html

Развитие ребенка до года по месяцам: календарь для родителей

Первый год жизни каждого малыша насыщен огромным количеством самых различных событий. Кроха появляется на свет, знакомится со своими родителями.

Мама вскармливает его, учится ухаживать за ребенком, угадывает его малейшие потребности. Да и кроха активно познает окружающий мир: первый осознанный взгляд, улыбка, лепет и слово.

И в конце первого года происходит важное событие: у ребенка происходит первое осознание себя как самостоятельной личности.

Определенный этап взросления имеет свои особенности, о которых должен знать каждый родитель, ведь кто предупрежден, тот вооружен. Необходимо поддерживать малыша в его начинаниях, правильно реагировать на его потребности, уметь их распознавать, а чтобы этому научится, нужно понимать, как происходит развитие ребенка до года по месяцам.

Первый месяц

Родители обязаны иметь хоть малейшее представление о том, как происходит развитие ребенка до года. Так будет гораздо легче понимать свое чадо, ориентироваться в его достижениях. Однако следует учитывать, что все дети разные, что каждый из них — яркая индивидуальность.

Поэтому кроха может на один-два месяца отставать или опережать общепринятый календарь развития, и это не считается отклонением от нормы.

Итак, давайте вместе проследим за тем, как меняется малыш, постепенно превращаясь из маленького беспомощного существа в самостоятельного человека.

Новорожденные довольно сложно адаптируются к окружающей действительности, ведь их организм работает с огромным напряжением. Поэтому 70% времени они проводят во сне, а редкие минуты бодрствования быстро сменяются усталостью, и кроха погружается в дрему.

Находясь в спокойном состоянии, ножки и ручки малыш обычно сгибает в суставах и прижимает к телу, а когда ребенок бодрствует, его конечности беспорядочно двигаются.

В первый месяц жизни дети плохо фокусируют взгляд, но это совсем не означает, что они не реагируют на окружающий мир — они все слышат, моргают и вздрагивают при резких звуках.

С течением времени зрение становится лучше, и примерно к третьей неделе жизни малыш начинает задерживать свой взгляд на неподвижных ярких предметах, на лицах взрослых. Мышцы становятся крепче — вскоре вы заметите, как ваше чадо пытается приподнять головку, лежа на животе.

Конечно, ребенок не сможет ее удерживать долго — всего несколько секунд, — но уже будет потихоньку поворачивать голову в разные стороны.

Все дети обладают определенными рефлексами, помогающими им адаптироваться в неизвестной и новой среде.

В течение первых месяцев после появления малыша на свет многие из них исчезают (хватательный, поисковый, плавательный, сосательный и другие), однако некоторые — чихание, зевота, моргание, вздрагивание — сохраняются на всю жизнь.

За рефлекторной деятельностью новорожденного необходимо следить очень тщательно, и регулярно посещать педиатра, который сможет определить, насколько правильно происходит развитие ребёнка и его нервной системы.

В этот период дети нуждаются в особой заботе, ласке и любви.

Именно в первый месяц жизни закладывается базовое отношение и доверие к внешнему миру и строится оно, в первую очередь, на психологической и эмоциональной связи с матерью.

Слыша стук ее сердца, чувствуя родной запах, получая от мамы еду, тепло и безопасность, кроха постепенно адаптируется к незнакомой среде и учится адекватно на нее реагировать.

Второй месяц

Примерно ко второму месяцу жизни у детей формируется суточный жизненный ритм — днем они спят, а ночью бодрствуют. Ребенок начинает распознавать ваши прикосновения, голос, эмоционально реагирует, когда с ним разговаривают. К этому времени уже и мама понимает, почему ее чадо капризничает или что хочет сказать, выполняя те или иные действия. Поэтому родителям становится немного легче.

Если первые несколько недель новорожденный преимущественно спит, то потом он практически все время бодрствует, размахивая в разные стороны ногами и руками, так как еще не умеет ими управлять.

Однако, попробовав уложить его на бок, вы увидите, что малыш способен самостоятельно перевернуться.

Кроме того, ближе к третьему месяцу он уже довольно хорошо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

Постепенно дети учатся контролировать свои руки: к концу восьмой недели они сосут палец, тянут ладошки ко рту, чуть позже смогут потирать глаза и удерживать игрушки. С течением времени ребенок сосредотачивает взор на предметах, появляется заинтересованность: он провожает взглядом людей, отходящих от его кроватки и приближающихся к ней.

Если первые дни и недели кроха постоянно плачет, то ко второму месяцу начинает улыбаться не только во сне, но и наблюдая за родителями. Появляется положительная эмоциональная реакция на папу и маму, возникает потребность в общении (комплекс оживления).

Это самое приятное время для родителей, ведь малыш, завидев вас издалека, начинает  издавать радостные звуки, тянуть ручки и лучезарно улыбаться.

Для того чтобы ваш ребенок вырос самостоятельной и уверенной личностью, в первые месяцы его жизни помогите крохе адаптироваться к новым для него условиям жизни. Для этого постоянно находитесь рядом с малышом, ведь ваше присутствие весьма позитивно отражается на его психоэмоциональном состоянии.

Как ни странно это прозвучит, но лучший способ приучить кроху к самоорганизации — это постоянно быть с ним рядом. Постоянное присутствие родителей неизбежно приводит к тому, что ребенок начнет соотносить все свои действия с тем, что делают они. И таким образом ребенок начинает ощущать, что он также является полноправным участником всех происходящих вокруг него событий.

Детские психологи утверждают, что это ощущение зарождается у ребенка очень рано — примерно в два-три месяца.

Малыш с соской во рту — вполне привычная картина. Многие родители, готовя вещи для своего крохи, не задумываясь приобретают красивые пустышки.

И как только ребенок появляется на свет, ему сразу же дают соску. Конечно, сосание успокаивает малыша.

Но ни в коем случае не забывайте о том, что многие ситуации, вызывающие недовольство крохи, на самом деле являются мощным стимулирующим средством для его развития.

Простой пример: кроха недоволен из-за того, что его погремушка лежит слишком далеко. Он начинает кряхтеть и проявлять недовольство, а мама быстренько дает ему соску, особо не разбираясь, в чем именно проблема.

Однако это далеко не лучший вариант, ведь при таком подходе желание добиться своего у ребенка очень быстро исчезает. Старайтесь угадывать потребности и желания ребенка и стимулировать его самостоятельность.

Третий и четвертый месяц

К третьему месяцу дети уже осознанно сосредотачивают взгляд на лице человека, который с ними беседует, прислушиваются к голосам и распознают их. В ответ на разговоры малыш проявляет радость: оживленно двигает ногами и руками, улыбается, издает разные звуки — в основном это тихие гласные (а-о-у, э-а-о и другие).

Лежа на животе и опираясь на предплечья, кроха гораздо дольше удерживает головку, чем раньше — до нескольких минут. Попробуйте взять его на руки, поддерживая под мышками, и вы увидите, насколько крепко он упирается ногами о твердую поверхность.

Специалисты рекомендуют повесить над кроваткой музыкальную карусель с яркими игрушками: малыш положительно реагирует на звуки, пытается тянуться за предметами, находящимися рядом.

Этот отрезок времени  наиболее эмоциональный и радостный для родителей.

Ведь дети уже начинают заливисто смеяться, если им что-то нравится, намного чаще пребывают в хорошем настроении, певуче и довольно длительно беседуют на своем младенческом языке. Они уже хорошо держат голову и активно изучают окружающий мир.

Теперь малышу становится тесно в кроватке, надоедает подолгу лежать, появляются первые попытки сесть — ребенок напрягает пресс, тянется вперед, постоянно просится на руки.

К 16-й неделе зрение у детей постепенно приближается к уровню взрослого человека: они приобретают способность разглядывать предметы с близкого расстояния, понемногу начинают различать формы и основные цвета.

Кроха внимательно следит за важными для него предметами и объектами, как движущимися, так и находящимися на месте: родителями, игрушками.

Вы можете заметить, как осознанно и безошибочно малыш поворачивается в сторону того или иного источника звука.

Итак, давайте подытожим, что согласно календарю развития должен делать четырехмесячный кроха:

  • Большую часть времени ребенок бодрствует, довольно много двигается, при этом часто улыбается и издает радостные звуки.
  • Прислушиваясь, он безошибочно определяет, где находится источник звука и поворачивает к нему головку.
  • Внимательно рассматривает предметы, висящие над ним, фокусирует на них взгляд, ощупывает и захватывает игрушки.
  • Во время кормления малыш старается придерживать руками бутылку или материнскую грудь.
  • К концу четвертого и началу пятого месяца ребенок узнает родителей, находящихся от него на расстоянии двух-трех метров.

Пятый и шестой месяц

К пяти месяцам дети впервые пытаются произносить слоги, состоящие из губных согласных: м, п, б. И это у них довольно хорошо получается, однако если вы услышите долгожданное слово «мама», то, скорее всего, малыш скажет его неосознанно. Продолжайте беседовать со своим чадом, ведь в процессе общения он запоминает, а потом и учится проговаривать сказанное вами.

В этом возрасте у детей формируются первые хватательные движения рук: они могут притягивать к себе предметы и отталкивать их, захватывать игрушки, цвета и форму которых отлично различают.

Пятый месяц считается переходным в жизни ребёнка — его организм приспосабливается к вертикальному положению. Это период новых открытий и свершений, когда малыш активно включается в «исследовательскую» работу:

  • Самостоятельно переворачивается с живота на спину;
  • Отличает родственников и родителей от незнакомых людей;
  • Активно двигается по манежу, переставляя вперед руки и слегка подползая вперед;
  • В 24 недели ребенок может сидеть, подпертый подушками, не заваливаясь набок, вскоре  он будет делать это без какой-либо поддержки.
  • Безошибочно распознает тон, в котором с ним беседуют, соответственно ему реагирует весело или, наоборот, хмурится;
  • Кроха уже произносит отдельные слоги, а еще —  хорошо кушает с ложки;
  • Ровно стоит на ногах, если поддерживать его под мышками.
  • Подолгу играет с погремушками, перехватывая и удерживая их руками.

С юных лет закладывается характер ребенка, и именно родители ответственны за то, каким он вырастет. Дети, которых в детстве постоянно ругали и никогда не хвалили, становятся закомплексованными и нерешительными людьми. Поэтому когда ваш малыш начнет активно изучать окружающий мир, а произойдет это в семь месяцев, помогайте ему, а не противодействуйте:

  • Кроха уже уверенно ползает и проникает во все углы и места, поэтому постарайтесь постоянно находиться рядом. Учтите, что некоторые дети пропускают этот этап и сразу начинают ходить.
  • Еще одно достижение — способность самостоятельно брать погремушки и другие игрушки из любого положения.
  • Малыш реагирует на вопрос «где?» и ищет взглядом предмет, о котором вы говорите. К восьмому месяцу он не только понимает, о чем его спрашивают, но и указывает на эту вещь. Кроме того, кроха выполняет ранее разученные движения, например: «ладушки», «пока» и так далее.
  • Произносит разнообразные слоги, долго занимается с игрушками: бросает, тянет, перехватывает руками.
  • В восемь месяцев кроха пытается самостоятельно принять вертикальное положение. Если рядом есть барьер или другая опора, то придерживаясь за нее руками, малыш сам встает.
  • К этому времени ребенок способен совершать «обратные» и «прямые» действия с различными предметами. Например, собирать кубики, складывать рассыпанные по полу игрушки в коробку и так далее.

К девятому месяцу костно-мышечный скелет ребенка становится крепче, а пищеварительная и сердечно-сосудистая системы приспосабливаются к силе тяжести, действующей вдоль оси его тела.

Малыш уже подготовлен к активному передвижению на двух ногах, поэтому появляются частые попытки к ходьбе, сначала неуверенные. Для этого ему нужна опора — стенка, мебель, борт манежа — малыш будет держаться за нее, а в противном случае кроха просто ползет.

В девять месяцев дети откликаются на свое имя, хорошо пьют из чашки, которую для них держит взрослый.

Десятый-двенадцатый месяцы

Десятимесячный малыш постоянно двигается, играется, внимательно наблюдает за взрослыми и подражает их действиям.  Именно эта способность помогает ему овладеть такими навыками, как умение пить из чашки, пользоваться ложкой, спать на подушке.

В это время активно развивается мелкая моторика: ребенок берет и удерживает предметы двумя пальцами, собирает и разбрасывает игрушки. К этому моменту родители наверняка уже услышат от своего чада «мама», «папа», «баба».

Постепенно словарный запас малыша увеличивается, и к году составляет около десяти слов.

Начиная с одиннадцати месяцев, ребенок проявляет все большую активность и самостоятельность. Он бодрствует до пяти часов в день, ест преимущественно без помощи взрослых, при ходьбе периодически падает, однако к году это пройдет и малыш в совершенстве овладеет этим навыком.

Некоторые мамы и папы покупают ходунки, однако специалисты не рекомендуют этого делать. Конечно, стоит отдать должное этой вещи — ходунки в значительной степени облегчают родителям жизнь.

Однако существует еще одна обратная сторона медали — и ортопеды, и детские психологи относятся к ходункам весьма неоднозначно. Конструкция ходунков подразумевает фиксацию ребенка в подвешенном состоянии. Это крайне негативно сказывается на развитии опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, при использовании ходунков замедляется нормальное формирование навыков самостоятельной ходьбы.

Ребенок привыкает к тому факту, что для передвижения ему не приходится прилагать особых усилий. Дома — ходунки, на улице — коляска.

И зачем крохе стараться? Поэтому гораздо разумнее приобрести для ребёнка не привычные всем ходунки, а игрушку-каталку.

Подобные игрушки сконструированы таким образом, чтобы давать малышу во время ходьбы надежную опору, но, в то же время, стимулировать его самостоятельную ходьбу.

Развитие ребенка до года происходит очень активно — вы не успеете оглянуться, как малыш станет совсем взрослым и самостоятельным. В двенадцать месяцев увеличивается словарный запас — с этого возраста карапуз понимает в пять раз больше того, что способен произнести. Поэтому в это время следует уделить особое внимание занятиям, чтению книг и беседам с крохой.

Источник: http://www.JLady.ru/interesno/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyacam.html

Развитие ребёнка от рождения до 1 месяца

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы.

Физическое развитие

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако первый месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди — марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни.

Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3–7 дней — прививают против туберкулеза (БЦЖ).

Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.

Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде.

Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу.

В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. 

Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. 

У новорожденного в этот период различают пять состояний сна: 

  • глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; 
  • неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; 
  • дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; 
  • бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; 
  • плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики — лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5 – 2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка 

Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации.

Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10–12 кормлений за сутки.

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша — он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5 – 10 минут кормления.

Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, — вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться.

Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки.

Обычно это делается тремя способами — вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, — и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» — частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей.

Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3–5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает.

Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания.

Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37–37,5°С, продолжительность купания — не более 5–7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца — нужна консультация врача.

К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14–15 дней.

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания.

Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь.

В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

  • Хватательный — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
  • Поисковый — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
  • Сосательный — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
  • Рефлекс Бабинского — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
  • Рефлекс Мора — новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.
  • Рефлекс Бабкина — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
  • Плавательный рефлекс — малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.
  • Рефлекс Ходьбы — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

Как развиваются органы чувств в этот период? 

Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров.

Если на расстоянии 40–50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом.

Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы.

Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Несколько слов об органах слуха 

В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие.

Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться малышу, тем скорее он ответит вам аналогичным образом.

В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения.

Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/cr0